(Брянской епархии и митрополии), находится на окраине г. Севска Брянской обл. Основан в 30-х гг. XVII в. Устроитель обители, архим. Корнилий из новгород-северского Преображенского мон-ря, в 1619 г. поставил деревянную часовню на окраине г. Севска. Получив благословение патриарха Иосифа в 1631 г., архим. Корнилий начал строить мон-рь, к-рый был разорен во время осады Севска в марте 1634 г. польско-литовскими ратными людьми; братия обители и архимандрит попали в плен. 27 сент. 1634 г. грамотой Патриаршего приказа в Спасский мон-рь в Севск был направлен «безместный старец» Леонид. Через год у строителя Леонида из нового Спасского мон-ря были взяты пошлины за 2 старых престола (Холмогоров. 2010. С. 188).
С. П. м. был возведен заново в 1,5 версты от города, на небольшой возвышенности среди заливного луга, около р. Сев. В нем были деревянная Преображенская ц., братские кельи и хозяйственные постройки. Земельные владения мон-ря появились позднее: в 1646 г. возникла подмонастырская слободка, в которой насчитывалось 5 дворов, где проживали 5 бобылей, «прибившихся» к обители и подчинявшихся архим. Маркеллу с братией. Приходским храмом для монастырских крестьян была отдельно числившаяся Илиинская ц., к-рая упоминается с 1646 г. со свящ. Тимофеем и церковной землей, где проживали в 3 дворах «6 человек со вдовою». (Пясецкий. 1891. С. 29). Видимо, впосл. Илиинская ц. была перенесена в обитель, а церковная земля приписана к ее владениям. Позднее к монастырской вотчине добавились еще 3 селения - расположенные недалеко слобода Семёновка и дер. Лукинка, в к-рой в 1678 г. насчитывалось 22 крестьянских и бобыльских двора, а также слобода Демьяновка (с 1679 село). В Демьяновке было 23 крестьянских двора, но в 1682 г. севский воевода Л. Р. Неплюев вывез из нее всех жителей. Архим. Иоасаф жаловался на воеводу, и к 1706 г. село вновь возродилось, там появилась Иоанно-Богословская ц. Др. монастырская вотчина, с. Юшино с Васильевской ц., была разорена польск. кор. Яном Казимиром II Вазой и его войском в 1664 г. и восстановилась только в 20-30-х гг. XVIII в.
К кон. 80-х гг. XVII в. на территории С. П. м. имелись 2 деревянные церкви, Преображенская и Илиинская, которые постепенно ветшали, поэтому архим. Николай с братией начали возведение каменных храмов, сначала перестроили Преображенскую ц. В 1706 г. архим. Игнатий писал в Патриарший приказ: «…по челобитью того же монастыря наместника иеромонаха Николая с братией велено в твоем государеве богомолье построить вновь церковь Божию во имя Преображения Господня: 1 престольную каменную, и та церковь и по сие время не построена, и ныне мы обещались с укладчики построить церковь Божию со двумя престолы соборную, а в исподе теплую во имя св. пророка Илии и просим велеть построить и нам благословенную грамоту дать» (Холмогоров. 2010. С. 189); строительство благословил местоблюститель Патриаршего престола митр. Стефан (Яворский).
16-17 сент. 1707 г. иеромонах С. П. м. Никанор (Домбровский) по просьбе заказного гетмана В. Л. Кочубея, с которым он встречался в г. Батурине на обратном пути из Киево-Печерской лавры, приехал в Москву и обратился в Монастырский приказ к боярину И. А. Мусину-Пушкину и в Преображенский приказ к начальнику кн. Ф. Ю. Ромодановскому «для донесения о деле, касающемся до измены гетмана И. Мазепы». Факты, изложенные иером. Никанором, были расценены как наговор и сведение счетов Кочубея с Мазепой. После допросов иеромонах был задержан на время разбирательства, а затем отправлен в ссылку в Соловецкий монастырь. Виновники дела, гетман Кочубей и полковник И. И. Искра, были переданы Мазепе и казнены. После 1708 г., когда подтвердились факты, изложенные в допросах, иером. Никанор был освобожден. Дальнейшая его судьба неизвестна (Крашенинников. 2012. С. 235; РГАДА. Ф. 124. 1707 г. Ед. хр. 31).
Согласно сведениям переписной книги 1719 г., в обители была каменная ц. в честь Преображения Господня с придельной во имя прор. Илии, в числе братии упомянуты архим. Игнатий (47 лет), казначей Симеон (45 лет), иеромонахи Рафаил (66 лет), Пахомий (45 лет), Серапион (55 лет) и 12 монахов (от 45 до 85 лет). С. П. м. по-прежнему принадлежали 28 дворов в селах Демьяновка, Лукинка, Семёновка, Новоспасское, где насчитывалось 198 мужчин и 207 женщин, а также 6 мельниц (РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Ед. хр. 362. Л. 403).
В 1740-1742 гг. настоятелем С. П. м. был архим. Платон (Петрункевич; с 1748 епископ Владимирский и Яропольский). В 1750 г. обителью управлял архим. Нектарий (Данилов), в 1757-1758 гг.- Феодосий (Сморжевский), в 1758 г.- архим. Иннокентий (Григорович), к-рого сменил архим. Пахомий. В 1764 г. настоятеля архим. Иакинфа (Карпинского) перевели в рыльский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь, на тот момент в С. П. м. помимо архимандрита находились 6 иеромонахов, 2 иеродиакона и 7 монахов.
В сер. XVIII в. в С. П. м. были построены еще 2 каменных здания, 2-этажный келейный корпус (1734) и одноэтажная просфорня с подклетом. Каменная ограда с зубцами общей длиной до 440 м строилась одновременно с собором, с востока роль заграждения частично выполняли стены келейного корпуса. Стены имели обходную галерею над бойницами. В 1768 г. с зап. стороны устроены св. ворота с колокольней, с юга и севера - арочные ворота с калитками. В ограде также были 3 башни с шатровым завершением диаметром ок. 5 м, установленные в углах. В это время мон-рю принадлежали ок. 500 крестьян в селах Демьяновка, Лукинка, Семёновка и Юшино.
13 янв. 1764 г. было учреждено Севское викариатство, 13 сент. 1764 г. 1-й Севский еп. Тихон (Якубовский) утвердил штат архиерейского дома, в к-ром были указаны следующие служители: ризничий и казначей иером. Варфоломей, эконом иером. Ираклий, духовник иером. Илиодор, крестовые иеромонахи Парфений, Гаий, Иоасаф, Иоанникий, Порфирий, иподиак. Гавриил Антонов, регент мон. Палладий, певчий мон. Иннокентий и др. (Пясецкий. 2011. С. 183). Канцелярское управление епархиальными делами разместилось в одной из монастырских келий, но из-за нехватки места еп. Тихон решил построить отдельное здание духовной консистории. К кон. 1764 г. уже поступили пожертвования от священнослужителей епархии, руководство строительством 2-этажного каменного корпуса было возложено на архиерейского стряпчего И. Попова (Там же. С. 188); в итоге корпус был возведен справа от въезда в обитель.
Поскольку прежние вотчины обители были переданы в Коллегию экономии, еп. Тихон приказал Севской провинциальной канцелярии дать место поблизости от Севска для постройки загородного дома с угодьями - рыбными ловлями и сенными покосами, достаточными для содержания хозяйства и штатных служителей. 19 окт. 1764 г. было выделено неск. рыбных ловель: 1-я - от устья р. Марицы вниз по р. Сев до Тишинского поворота, 2-я - в с. Юшине, при загородном доме, в озере, называемом Бревский колодезь, при этом ловить рыбу полагалось «безоброчно»; 4 нояб. 1765 г. была дана 3-я рыбная ловля у загородного дома, ниже Бревского колодезя, под с. Юшином, с платежом оброчных денег (Там же. С. 184; РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Ед. хр. 362. Л. 403). К кон. 1766 г. С. П. м. стал архиерейским домом, а Преображенский собор - кафедральным.
В 1773 г. в С. П. м. был похоронен видный военный деятель ген.-аншеф П. Г. Племянников, бывш. командующий Севской дивизией, кавалер ордена св. Георгия, в 1791 г.- игум. Евпраксия из севского Троицкого мон-ря (см. в ст. Севский во имя Святой Троицы мужской монастырь), а в 1818 г.- премьер-майор И. К. Вязьмитин.
При новом еп. Кирилле (Флоринском) был существенно обновлен интерьер Преображенского собора, заказан новый иконостас в стиле «елизаветинского» барокко; повторное освящение собора состоялось 6 авг. 1774 г. В том же году с юж. стороны была пристроена ризница, а с западной - паперть. Над св. воротами была сооружена 3-ярусная колокольня высотой 25 м, закончено строительство каменной ограды с 3 угловыми башнями.
Севский еп. Амвросий (Подобедов) сразу после епископской хиротонии обратился в Синод с прошением об учреждении при Севском архиерейском доме семинарии. 2 авг. 1778 г., после доклада Синода имп. Екатерине II, был дан положительный ответ на открытие семинарии и разрешено ежегодно выделять на ее нужды 2 тыс. р. из Коллегии экономии. В окт. 1778 г. в семинарию поступили 100 учеников, однако помещений для занятий не было. Учителем определен студент богословия Крутицкой ДС Д. Г. Ильин-Протопопов (впосл. Орловский еп. Досифей), а прокуратором - бывш. насельник московского Сретенского мон-ря архим. Никита. В течение учебного года из учеников были составлены 2 класса, набраны преподаватели. Занятия проходили в гостинице для приезжающих в епархию духовных властей. Новый деревянный 2-этажный корпус для семинарии был построен позже, вне мон-ря, недалеко от сев. стены; также непосредственно к вост. ограде С. П. м. примыкал большой сад со сливовыми и вишневыми деревьями (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 525. Л. 4).
В 1788 г. Севское вик-ство было включено в новообразованную Орловскую и Севскую епархию. Орловские епископы Аполлос (Байбаков) и Досифей (Ильин-Протопопов) также постоянно проживали в С. П. м. В 1795 г. Преображенская ц. еще сохраняла статус архиерейского кафедрального собора, в ней числились настоятель прот. Тимофей Конашевич, ключарь свящ. Иоанн Кутепов, свящ. Иоаким Прудковский, протодиак. Сергий Акимов, диак. Иаков Глебов, диак. Димитрий Антипов. Также в штате собора состояли иподиаконы Николай Фугиевский и Василий Ильин, псаломщики Гавриил Стеклов и Иван Крысин, 2 пономаря, 2 сторожа, 2 звонаря, 26 певчих из числа семинаристов (к нач. 10-х гг. XIX в. хор уменьшился до 9 чел.) (ГАБО. Ф. 121. Оп. 2. Д. 21. Л. 8-15). После перенесения кафедрального собора в севскую Успенскую ц. в 1809 г. его причт также был перемещен и постоянные богослужения в мон-ре прекратились. В 1820 г. архиерейскую кафедру, консисторию и семинарию переместили в губ. г. Орёл: 16 февр. ризничий архиерейского дома строитель Николо-Одринского мон-ря иером. Петр вместе с иеродиак. Феодосием и иподиаконами - диак. Трифоном Михайловым и певчим Дмитрием Рябинцевым - вывез всю епископскую ризницу в Орёл, 25 февр. еп. Иона (Павинский) доложил Синоду об отъезде из Севска в Орёл. Также был отправлен консисторский архив, разделенный на 2 обоза и прибывший в Орёл 29 февр. 1820 г. (Пясецкий. 1889. С. 27-28).
После переезда духовной консистории в ее здании было помещено Севское духовное правление, заведовавшее 11 городскими и 79 уездными церквами. Было образовано присутствие: инспектор семинарии иером. Иаков и севские протоиереи Феодор Булгаков, Иаков Глебов, Василий Филиппов и Гавриил Гурнов. 8 апр. 1820 г. Севское духовное правление сообщило Орловской консистории о своем открытии, а также о том, что его члены приведены к присяге (Там же. С. 28). В бывшем семинарском корпусе, за стенами мон-ря, разместилось Севское уездное ДУ.
С. П. м. стал загородной епископской резиденцией, его строения постепенно ветшали и разрушались. Богослужения проводились только при приезде архиерея его штатными служителями, но после 20-х гг. XIX в. епископы редко его посещали. В стенах резиденции остались лишь смотрители за приписными угодьями и хозяйством при обители. Сильный пожар 1824 г. повредил мн. монастырские здания и постройки, к-рые стали продавать на слом. При еп. Никодиме (Быстрицком), в нач. 1830 г., в Орёл из Севского архиерейского дома были перевезены 2 больших колокола-благовестника, при этом архиерей распорядился, чтобы при благовесте ко всем богослужениям в Орле звон начинался с Орловского архиерейского дома и чтобы все приходские церкви сообразовывались с этим благовестом (Указ Орловской духовной консистории от 24 февр. 1830).
В 1843 г., при возобновлении собора после сильного пожара, было сделано купольное покрытие.
В 1851 г. в Севском архиерейском доме числился 21 двор штатных служителей, в т. ч. крестьяне бывш. монастырских вотчин - сёл Юшино и Демьяновка, дер. Семеновки, а также жители Севска: 19 действительных служителей, 2 чел. из служительских детей (ГАОО. Ф. 378. Оп. 1. Д. 2. Л. 7-11).
В 1879 г. землю (73 дес. 1668 кв. саж.) и здания Севского архиерейского дома приобрела игумения севского Троицкого мон-ря Парфения. В 1886 г. в келейном корпусе была устроена Всехсвятская домовая ц. с печным отоплением. В 1891 г. Орловский архиерейский дом разрешил продать севскому Троицкому мон-рю 9,5 дес. земли за 1159 р., которые заплатила игум. Арсения (Нертовская). Т. о., севский Троицкий мон-рь полностью выкупил угодья загородной резиденции и распоряжался ими по своему усмотрению. Здесь было устроено Спасское подворье с монастырскими штатами - казначеей и ризничей. В 1909 г. упоминался свящ. О. В. Блаженский, служивший на подворье. Преображенская и Всехсвятская церкви были соединены проходом с лестницей и хорами бывш. архиерейских покоев, также на подворье оставались каменный келейный 2-этажный корпус с апсидой, каменный 2-этажный корпус бывш. консистории, небольшое каменное здание просфорной с подвалом (Мон-рь Спасо-Преображенский. 1997. С. 475-476). В 1911 г. Юшинская и Балдыжская лесные дачи подворья сдавались в аренду (Орловские ЕВ. 1891. № 14. С. 903).
В 1910 г. в составе имущества Спасского подворья значилась каменная, крытая железом часовня при Рождественской мельнице. В этой часовне находился старинный резной деревянный образ Спасителя, сидящего в темнице. Часовня стояла на источнике, вытекающем из меловой горы (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 1223. Л. 35).
В нач. нояб. 1918 г. был образован монастырский совет (газ. «Коммунист» № 74, 14 нояб. 1918) для решения всех необходимых хозяйственных задач. В том же году в мон-рь были приняты беженцы из Высокогорской Чуркинской пуст. Полтавской епархии, иером. Павел (Романенко) и его сестры Марина и Мариамна. Иером. Павел был духовником обители до ее закрытия, с 1924 по 1928 г. служил в соборной Успенской ц. в Севске. На бывшем Спасском подворье жили престарелые и больные монахини севского Троицкого мон-ря, в янв. 1920 г., по сведениям милиции, тут находились 66 сестер, из них 6 мантийных, 48 рясофорных, 12 послушниц, и иеромонах (ГАБО. Ф-Р. 484. Оп. 1. Д. 66. Л. 36-49).
26 февр. 1920 г. Коллегия народного образования (наробраз) Севского у. постановила ходатайствовать перед губисполкомом о передаче всей территории бывш. С. П. м. под детский городок. В 2 главных жилых корпусах разместили детский дом № 1, затем садово-огородные участки и другие угодья, часть помещений заняла коммуна «Роза Люксембург». В кон. апр. 1920 г. Севский уездный исполком постановил оставшихся монахинь перевезти в севский Троицкий мон-рь.
21 янв. 1921 г. подворье окончательно было закрыто, его постройки, земли и угодья переданы в ведение отдела наробраза для детской колонии, богослужения прекратились после отъезда сестер. В 1929 г. здания и территория бывш. подворья поступили в распоряжение совхоза «Стрелецкий». Часовня при источнике была разобрана в 30-х гг. XX в., а образ Спасителя, поступивший в уездный музей, выкупили прихожане Крестовоздвиженского прихода Севска (Вязьмитин, Харитонов и др. 2017. С. 76).
В 1930 г. органами НКВД были арестованы настоятель Успенского собора в Севске свящ. Петр Кавказский и «группа церковных активистов из числа монашествующих»: иером. Петр (Романенко), 7 сестер Спасского подворья, в т. ч. мон. Евдокия (Матюшина), рясофорные послушницы Анастасия Савичева, Варвара и Евфросиния Макаровы, а также монахини севского Троицкого мон-ря. Они были осуждены Заседанием коллегии ОГПУ на разные сроки содержания в концлагере СЛОН и приговорены к ссылке в Северный край (Архив УФСБ по Брянской обл. Д. 8979).
В 50-х гг. XX в. уцелевшие и почти потерявшие первоначальный облик здания бывш. С. П. м. приспособили для школы-интерната (впосл. Севская коррекционная общеобразовательная школа-интернат; с 2018 в Негинском детском доме Суземского р-на Брянской обл.). В 1970 г. после обследования сотрудницей брянской архитектурной мастерской В. Н. Городковой сохранившихся зданий бывш. мон-ря ансамбль мон-ря включили в реестр памятников обл. значения. В 1980 г. были начаты, но не закончены реставрационные работы по восстановлению собора и стен ограды (архитекторы Л. С. Семёнова и Е. Ю. Лапин) (Мон-рь Спасо-Преображенский. 1997. С. 471).
В июле 2018 г. здания бывшего С. П. м. были переданы РПЦ, обитель возобновлена как женская. Монашеская община поселилась в бывшем келейном корпусе, в течение полугода была обустроена домовая Всехсвятская ц., где регулярно совершают богослужения иеромонахи Богородицкой Площанской пуст. Устроен дом священника, в к-ром проживает монастырский духовник иером. Лука (Емельяненко). Общину (ок. 10 сестер) возглавляет мон. Макария (Швец), к-рую Свящ. Синод утвердил в должности игумении 26 дек. 2019 г. В обители имеются швейная и иконописная мастерские. Весной 2021 г. состоялись первые монашеские постриги.